Выбор моторного масла

5 августа 2016

Самый популярный вопрос, который задаёт себе практически каждый автолюбитель - какое масло лить в своё авто? И речь идёт о моторном масле, а не о каком другом. Мы не будем рассказывать детально, что такое моторное масло и зачем оно надо, подробных ответов и разъяснений в интернете полно. Многие не задумываются на эту тему и льют то, что рекомендуют официальные дилеры, а это зачастую бывает OEM масла автомобильного производителя (Mazda, Toyota, Nissan, GM и прочие), либо масло партнёра (Ferrari - Shell, Mercedes – Mobil, Skoda – Castrol и т.д.). Вполне разумно лить то, что рекомендует Ваш официальный дилер, если авто на гарантии, а если гарантия закончилась? Порой неоригинальное масло может помочь не только сэкономить, но и что самое интересное является лучше и качественней «эталонного».

А Вы знали, что автомобильные производители не делают сами масла?

В этой статье мы хотели бы Вам рассказать, почему не всегда стоит выбирать масло под брендом автомобильного производителя, а так же почему синтетическое масло не является таковым ну и напомнить Вам о главных характеристиках масла.

Главные характеристики:

Основные характеристики указаны в названии масла и обозначают низкотемпературные свойства и вязкость при рабочей температуре. Исходя из этих параметров, производители автомобилей и дают свои рекомендации. Самое распространённое – это все сезонное масло. Имеет обозначение XwY, где X - число отвечающее за низкотемпературные свойства (самые распространённые в России 0 и 5). 0 - рекомендуют использовать при возможной температуре эксплуатации ниже -25. 5 - вплоть до -25. Так же существуют 10, 15 и даже 20. Они используются в странах с тёплым климатом и/или в двигателях работающих в форсированном режиме, например спортивных машинах и гоночных болидах).

W (сокращенно от winter) обозначает, что масло подходит для зимней эксплуатации. До неё и после обязательно будут указаны цифры. Перед ней цифра отвечает за низкотемпературные характеристики, а вот вторая цифра после буквы Y указывает на вязкость масла. Обычно у масла проверяется вязкость при 40° и 100° по С°, эти данные должны быть отображены на упаковке и/или в паспорте масла. В последнее время имеет место тенденция перехода на масла с более низким показателем вязкости, это связано с экологией и соответственно экономией топлива. Так же поспособствовало переходу на масла 0w20 и 5w20 современное моторостроение.

Может встретиться и такое масло SAE X, где X - число, например 40 или 50. Это масло летнее т.к. имеет только показатель вязкости. Можно встретить и более редкое обозначение Xw, где X – число например 0 или 5. Такое масло называется зимним т.к. содержит только одну цифру перед W. Однако в последнее время универсальные круглогодичные масла вытеснили своих конкурентов. Таким образом масло 5w30 (одно из самых распространённых и универсальных) используется в наших российских условиях, рекомендуется до -25 градусов и подходит для большинства современных двигателей с круглогодичным использованием с умеренной летней температурой.

Типы моторных масел:

- Минеральное – первое и самое «простое» масло, представляет собой продукт переработки сырой нефти без вредных примесей. Отличительная особенность ее в повышенной вязкости. Хорошо подходит для карбюраторов и двигателей с большим пробегом. Минусом является более частая замена порой через 5000км. и скромный рабочий температурный диапазон. Преимуществом является более низкая цена, в связи с простым способом производства.

- Полусинтетическое – это минеральная основа с добавлением пакета с синтетическими присадками. Минеральная основа может занимать до 70%, а синтетическая до 50%. Полусинтетическое масло имеет лучшие свойства, чем минеральное, а цена привлекательнее синтетического.

- Синтетическое масло делают из переработки продуктов первичной перегонки нефти. Отличаются отличной вязкостью при минусовых температурах и могут работать в широком температурном диапазоне. Имеют более стабильный состав и меньшую испаряемость, т.е. меньше подвержено угару, отсюда и большой срок службы, однако является самым дорогим из всех типов масла.

Если первое стало большой редкостью, то второй тип вполне удачно используется, в основном японскими производителями, но все практически используют синтетическое масло и делают особый акцент именно на слове "синтетическое". На российском рынке представлены синтетические масла от 400р до 800р за 1л. Почему такой большой разброс цен?

Конечно, каждая торговая марка имеет свою наценку, особенно мировые бренды. Автопроизводители берут свою копейку за «оригинал», однако и масла сильно отличаются своими характеристиками, но что самое главное, мы бы не торопились называть все эти масла синтетическими, а разделили бы масла ещё на 2 подгруппы. Гидрокрекинговые масла и масла на ПАО (полиальфаолефины т.е. «настоящая синтетика»).

Гидрокрекинговые масла по своим физико-химическим свойствам находятся очень близко к синтетическим маслам, при более низкой стоимости производства, однако отличаются все же не столь высокими характеристиками. Как правило, у таких масел выше испаряемость. Масло больше подвержено угару, выше точка замерзания (замерзает до -40 С°, в отличие от ПАО 46-54С°), а так же более беден пакет присадок. В некоторых странах их именуют гидрокрекинговыми масла и запрещено «шифровать» под синтетику!

Но не стоит спешить с выводами и говорить, что гидрокрекинг это ни рыба ни мясо. За свою цену гидрокрекинг дает все необходимое и отлично подойдет для средней полосы с умеренным климатом. У лидирующих рынков автомобилестроения Японии и Германии разные подходы в использовании масла. Европа пытается экономить и делать качественные масла для возможности увеличения межсервисного интервала, 1 замена в 20 т.км. это норма. Япония же предпочитает более дешёвые, проверенные, но более стабильные полусинтетические масла с интервалом 10-15т.км., а порой и 5т.км. в тяжелых условиях. В связи с разными подходами и последними достижениями и появился как говорят в на роде «гидрокряк», от ПАО у него достались отличные характеристики, а от полусинтетики – цена.

Что полезнее и лучше для двигателя сказать однозначно нельзя, ведь все зависит не только от масла, но и от типа двигателя, режима и температуры эксплуатации. Конечно, чем чаще меняешь масло, тем лучше двигателю, но не стоит делать из этого культ и менять каждую 1000 км. Нужно трезво оценивать все факторы и оптимально подбирать интервалы замены. Так же в последнее время популярна замена масла по пробегу, однако мало кто знает, что более правильно менять масло по моточасам. Это Вам скажут инженеры и люди, работающие на промышленных объектах. Как пример, в поршневых компрессорах масло меняется именно по рабочим часам, а не раз в квартал. Некоторые современные автомобили имеют индикатор состояния масла, который считает именно часы работы двигателя. Поэтому режимы интервалов могут сильно различаться от 5000км до 30000км в самых благоприятных условиях трассы.

В связи с тем, что у каждого автопроизводителя двигатели различаются, каждый из них имеет свои допуски по маслу и рекомендации, но допуск не панацея. Советуем обращать внимание на классификацию масла по Американскому (API), Японскому (ILSAC) или Европейскому (ACEA) институту. Классификация масла по данным организациям приняты общемировым автомобильным сообществом, к тому же некоторые масла могут и не иметь OEM допуски производителей, однако это не делает его хуже остальных, ведь за каждый допуск платит производитель масла и компенсация этих расходов ложится в итоге на потребителя.

И как же среди такого количества масел выбрать лучшее для Вашего двигателя?

Обращаем Ваше внимание на несколько пунктов, которые помогут определиться с выбором:

- Необходимо следовать рекомендациям автопроизводителей по характеристикам масла, а именно соблюдать требуемую вязкость и температурный режим, а так же подбирать масло соответствующего класса согласно API, ACEA или ILSAC.

- Желательно, чтобы масло все же имело соответствующий OEM допуск, если его нет не страшно, но тогда следует более детально изучить выбранные Вами потенциальные масла, почитать отзывы, обзоры и физико-химические анализы на независимых форумах. Если у Вас старый допуск, то возможно руководствоваться более новым допуском.

- При покупке убедиться в оригинальности товара (качество упаковки, штрих-коды, наклейки и т.д.), а так же перед заливкой обратить внимание на цвет масла и возможные осадки в таре. Рекомендуем так же проверить температурный режим масла, заморозив небольшую часть в морозильной камере и проверить текучесть при низких температурах.

Eurol (Инструментомания рекомендует высококачественные голландские масла Eurol (NGN) и немецкую линейку масел Nordix Alpine. Соблюдайте необходимые интервалы замены масла. Не перекатывайте и следите за его уровнем, делайте поправки на режим работы двигателя и условия, при которых он работает. Здоровья Вашему «железному коню»!